Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.09.2024, 18:26

Сайт учителя русского языка и литературы МКОУ "Русскожуравская СОШ" Семенихиной Елены Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Сравнения в творчестве А.И.Куприна

Семантические особенности сравнений в художественных произведениях А.И. Куприна

Анализ различных типов сравнений целесообразно начать с разграничения их в зависимости от того, что является предметом сравнения. Это позволит определить, к каким областям жизни наиболее часто обращается автор в своей речи и какие ассоциации и образы у него при этом возникают.

В повестях и рассказах А.И. Куприна можно встретить много сравнений, многие из которых можно характеризовать как традиционные, устойчивые – с  другой стороны много и сравнений очень индивидуальных, которые можно отнести к авторским.

К устойчивым можно отнести такие сравнения как:

         «Присохнет, как на собаке» [11, с.45].

          «Я шел , почти не видя дороги, почти не сознавая, куда иду, и шатаясь, как пьяный, между тем как мои челюсти  выбивали одна о другую частую и громкую дробь» [11, с.84].

         «…он целый вечер будет ходить около жены, как пришитый…»[11, с.375].

         «Лавируешь и скользишь, как змея , каждую минуту начеку, весь внимание: не сорваться, не переборщить, не впасть в нищенский тон» [13, с.37].

          «Он мчался, как птица крепко и часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины» [13, с.78].

          «Толстый лакей с разлетавшимися в обе стороны бакенбардами, подпрыгивая, как большой резиновый мяч, бегом бросился вслед уходящим артистам» [13,с.124].

          Сравнения,  относящиеся непосредственно к существительному или субстантивной группе, выражают признак предмета или явления. Однако сравнение может быть синтаксически связано не с существительным , а с глаголом или с прилагательным. В произведениях А.И. Куприна очень много именно сравнений, построенных вокруг глагола:

          «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший, голый дьявол» [11, с.48].

          «И он тот час же скрылся, точно нырнул в густую чащу мелкого кустарника» [11, с.52].

          «Дитя, ты не знаешь жизни и летишь, как мотылек на блестящий огонь»      [11, с.378].

Подобные сравнения кроме темы и образа содержат так называемое основание, т.е. тот признак, по которому сближаются тема и образ – действие в глагольном сравнении и качество в сравнении с прилагательным .Исходя из синтаксической структуры таких предложений, правильнее было бы сказать, что в них сопоставляются не предметы, лица или явления, выраженные существительными, а их действия (состояния), выраженные глаголами, или их качества (свойства), выраженные прилагательными или причастиями.

В качестве образа как части сравнения у А.И Куприна встречаются разные одушевленные и неодушевленные существительные, некоторые из которых можно представить в виде некой группы, объединенной общностью значения, или принадлежностью к одному или похожему классу явлений.

Так, например, часто встречаются в качестве образа существительные, обозначающие разные типы и классы животных домашних и диких:

          «– Это уж что-то даже не человеческое, а лошадиное, ей-богу»[11, с.19].

         « Он был среднего роста, широкий в плечах и еще более широкий к тазу, с короткими, толстыми и кривыми, как корни могучего дерева, ногами, длиннорукий и сгорбленный, как большая, сильная обезьяна»[11, с.41].

          « Движения их были медленны, мягки, осторожны и расчетливы, как движения двух больших кошек, начинающих играть»[11, с.42].

Это усиливает  экспрессивность произведений и делает сравнения более яркими. Особенность этой группы сравнений в том, что признак в них не указывается, его как бы вытесняет образ  – четкий, конкретный, выразительный:

          «Пользуясь своим высоким ростом, Арбузов обхватил ладонью затылок  Ребера и попробовал нагнуть его, но голова американца быстро, как голова прячущейся черепахи, ушла в плечи, шея сделалась твердой, точно стальной, а широко расставленные ноги крепко уперлись в землю»[11, с.42].

          «То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык» [11, с.359].

           «Некоторые ласково, одобрительно похлопывали его по спине, точно призовую лошадь, и давали ему советы, как вести борьбу»[11, с.38].

Очень часто в сравнении в качестве образа как его структурной  части выступают слова, обозначающие людей разного возраста и пола:

          « Он знал по опыту, что симпатии галереи будут на стороне его противника, как более молодого, красивого, изящного, а главное, носящего русскую фамилию борца, и этим небрежным, спокойным, спокойным взглядом точно посылал вызов разглядывавшей его толпе» [11, с.40].

          «А это, заметь, Веруня, было в то время, когда  башибузуки вырезывали наши пикеты так же просто, как  ярославская баба на огороде срезает капустные кочни» [11, с.387].

           «Взволнованная, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу, вся розовая от быстрого бега, она была в эту минуту похожа на хорошенького мальчишку» [13, с.49].

Можно обнаружить в качестве образа нетрадиционные существительные, обозначающие профессии или род деятельности: 

          «…он на других не смел кричать, а был любезен, предупредителен и слащав, как провинциальный зубной врач…»[13, с.278]

          «. …высокого роста, красавец , усы и бороду брил, лицо полное, нос орлиный – ну, точка в точку первый любовник со столичной сцены !» [13,с.289]

А.И.Куприн с  любовью относился  к родной природе. «Как писал                         В. Воровский, природа живет у Куприна полной, самостоятельной жизнью, свежесть и красота которой опять-таки противопоставляются неестественным нормам человеческого общежития» [14, с.78]А.И. Куприн как художник-пейзажист во многом, по мнению В. Воровского, усвоил традиции пейзажной живописи Тургенева. Очень интересны у А.И. Куприна сравнения при описании природы:

         «И величественная зеленая прелесть бора, как драгоценная оправа, украшала нашу безмятежную любовь» [11, с.91].

          «Вся местность спускается к морю, точно географическая карта» [11, с.364].

При этом писателем используются, как правило, оригинальные образы при описании природных явлений и состояний:

« Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время подымается вверх спокойной могучей стеной, и цвет его был еще синее, еще гуще в узорчатых прорезах, среди серебристо- зеленой листвы»[11, с.82].

«Ее не было видно из-за высокой белой стены, над которой, с той стороны, возвышался плотный строй тонких запыленных кипарисов, похожих на длинные черно-серые кипарисы»[11, с.85].

           Сравнения, выражающие временные понятия, в эту подгруппу вошли также сравнения, обозначающие такие свойства и времени, как жизнь и по контрасту к ней – смерть; этапы человеческой жизни: детство, молодость, старость; времена суток: день, ночь, утро, вечер и единицу времени – час. Например:

«И я знал почему-то, что в этом спокойном круге с нечеткими краями притаилась безмолвная, однообразная, таинственная и грозная жизнь, еще более жуткая и угнетающая, чем бешеный хаос моих сновидений» [11, с.85].

«Вечером же, обыкновенно часов около семи, как буря, налетал на меня приступ болезни, и я проводил  на постели  ужасную, длинную, как столетие, ночь, то трясясь под одеялом от холода, то пылая невыносимым жаром» [11, с.89].

Оригинальны и необычны сравнения, предметом которых становятся времена суток:

« Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком» [13, с.37].

 Также, среди абстрактных понятий много сравнений, предметом которых является выражение различных эмоций и чувств. Например, такое чувство, как любовь:

 «Мы до старости, до самой смерти будем идти рука об руку, вот как теперь идем, и не стыдиться, а гордиться тобой я буду и благодарить тебя!..» [11, с.94].

«Я, как языческий Бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной здоровой,  чувственной любовью» [11, с.91].

В этой подгруппе встречаются и такие сравнения, предметом которых являются отчаяние, печаль, обида, горе, одиночество, разочарование, скука, радость, счастье, волненье:

«Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души» [13, с.47].

« Он чувствовал, что никогда еще не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз и, должно быть, не скоро будет еще так хорошо играть» [13, с.58]

 В рассказах и повестях А.И. Куприна очень часто встречаются сравнения, дающие портретные характеристики героя: 

«Все черты Бабы-яги, как ее изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшимся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что-то; выцветшие когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы» [11, с.54].

«Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная насмешница» [11, с.362].

Сравнения, характеризующие различные предметы. Эта группа очень разнообразна и включает в себя предметы из самых разных областей жизни:

«Карты падали на стол с таким звуком, как будто бы они были сваляны из теста, и укладывались в правильную восьмиконечную звезду» [11, с.56].

Сравнения, выражающие действия. Эта группа включает в себя сравнения, выражающие различные действия и состояния:

«Но, к моему удивлению, он вдруг заговорил с ленивой небрежностью, и как будто бы обращаясь не ко мне, а к гудевшей печке…»[11, с.98].

«Тогда я заговорил, но заговорил каким-то самому мне противным тоном , с напускной, неестественной небрежностью, точно дело шло о самом пустячном предмете» [11, с.93].

«И он тот час же скрылся, точно нырнул в густую чащу мелкого кустарника» [11, с.72].

Категория: Мои статьи | Добавил: elsemenixina2016 (11.01.2016) | Автор: http://afz1984afz.ucoz.net/panel/?a
Просмотров: 1073 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz