Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русскожуравская средняя общеобразовательная школа
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___Хижнякова Н.В.
Протокол №___ от
«__» ___________ 2015 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Русскожуравская СОШ»
_______Иноземцева О.В.
«__» ___________ 2015 г.
|
«Утверждено»
Директор МКОУ
«Русскожуравская СОШ»
__________Безручко А.А.
Приказ№___от «__»______2015г.
|
Рабочая программа
русскому языку
8 класс
Количество часов за год: 123
Количество часов в неделю: 3,5
Составил: учитель русского языка
и литературы Семенихина Е.В.
2015-2016 уч.г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку, авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский - «Программа по русскому языку 5-9 классы» (11-е идание, Москва, «Просвещение», 2011 г. ). Изучение русского языка в 8 классе ориентировано на УМК под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой (Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений –8-е изд. - М. «Просвещение», 2014 г.).
По авторской программе выделено 105 часов, из расчета 3 часа в неделю. Из школьного компонента ОУ выделено 0,5 часа для расширения содержания программы по русскому языку, формирования пунктуационных навыков и в целях подготовки к ГИА в 9 классе (123 часа в год, 3,5 часов в неделю).
В рабочей программе большое внимание уделяется формированию умений, связанных с адекватным восприятием прослушанных или прочитанных текстов разных функциональных стилей и типов речи. Это объясняется и возможностями программного материала, и необходимостью осуществлять рассредоточенную подготовку к государственной итоговой аттестации в 9 классе. В этой связи важно осмысление требований к уровню подготовки учащихся, поскольку общие положения государственного стандарта обязывают учителя ознакомить обучающихся со всеми жанрами письменных работ, в том числе выделенных курсивом, которые не могут быть включены в контрольно-измерительные материалы.
В настоящий период представляется особенно важным осмысление учителем требований к уровню подготовки обучающихся на каждом уроке. Именно эти особенности (формулирование тем уроков как выражение основного содержания государственного стандарта и указание обязательных требований к деятельности учащихся) выделяют данную рабочую программу.
Принципы построения
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Специфика курса
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Цели обучения русскому языку
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
- Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
- Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
- Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- Применение знаний и умений в жизни.
Задачи :
- Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
- На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
II. Содержание тем учебного курса.
Функции русского языка в современном мире
(1 час)
Повторение пройденного в 5-7 кл.
(8 ч.+2 ч.)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (3 ч.+2ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание
(5ч.+2ч)
- Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные ,наречные).
- Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значение словосочетания.
- Цельные словосочетания.
Простое предложение
(2 ч +2ч.)
1.Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
2.Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
3.Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
4.Смысловой центр предложения.
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения ( 7ч.+3 ч.)
- Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего.Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол – сказуемое с подлежащим выраженным словосочетанием.Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
3. Падежные формы именных частей сказуемых.
4. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения
(8ч.+2 ч.)
1.Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное)..Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
2.Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
3. Сложные наименования, образованные в результате слияния приложения с определяемым словом.
4.Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
5. Роль инверсии в художественном тексте.
Простые односоставные предложения
(10ч.+ 4 ч.)
1.Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
2. Определенно-личные предложения с обобщенным значением, их роль в произведениях фольклора.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
3.Способы выражения неопределенности деятеля.
4.Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
5.Смысловое отличие безличных предложений и соответствующих двусоставных предложений.
6.Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Простое осложненное предложение. Понятие об осложненном предложении.
(1 ч.)
Однородные члены предложения
(10ч.+2ч.)
1.Повторение изученного об однородных членах предложения .Однородные члены предложения, связанные союзами(соединительными, разделительными, противительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
2.Связи неоднородных и однородных определений с определяемыми словами.
3. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.
4. Синтаксическая функция уточняемых и уточняющих членов предложения.
4.Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
5.Рассуждение на основе литературного произведения ( в т.ч. дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения
(13ч.+1ч.)
1.Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Условия обособления определений, выраженных прилагательными. Отличие приложения от других видов определений. Обособленные обстоятельства. Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Роль предлогов в обособлении обстоятельств. Сравнительный оборот. Запятая перед союзом как. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
2.Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. Употребление обособлений в различных стилях текста.
3.Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращения, вводные слова и междометия
(14ч.+1ч.)
1.Повторение изученного об обращении. Назначение обращений.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Употребление обращений. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложениях. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
2. Предложения с вводными конструкциями. Пунктуация при вводных конструкциях.
3.Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
4.Публичное выступление на общественно значимую тему.
Прямая и косвенная речь
(8ч.+2ч.)
1.Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Комментирующая часть в предложениях с чужой речью. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
2.Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
3. Употребление чужой речи для речевой характеристики литературного героя.
4.Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе
(8ч.+2ч.)
1.Синтаксис и морфология.
2.Синтаксис и пунктуация.
3.Синтаксис и культура речи.
4.Синтантаксис и орфография .
5.Сочинение повествовательного характера с элементами описания(рассуждения).
.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку за курс 8 класса.
.
1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 кл. языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2.К концу 8 кл. учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых односоставных и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами ( и предложениями),обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Уметь определять ,синтаксическую функцию уточняемых и уточняющих членов предложения.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии .Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 кл. слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания(сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения- рассуждения на морально- этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Уметь находить смысловой центр предложения . Умело применять употребление чужой речи для речевой характеристики литературного героя.
IV. Информационно – методическое обеспечение.
1.Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы.- М. « Просвещение», 2014 г.
2. Русский язык. 8 класс: учебник. Авторы Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М. « Просвещение», 2014г.
3.Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец Русский язык, поурочные разработки 8 класс. – М. «Просвещение», 2012 г.
4. Т.М. Пахнова Раздаточные материалы по русскому языку, 8 класс.М:Дрофа, 2007
5.М.М.Баронова, тесты и задания по русскому языку к учебнику Л.А.Тростенцовой, 8 класс, М. «Астрель», 2012
6. Горшкова В.Н.Сборник диктантов для 5-9 классов.М.:ВАКО, 2013.
7. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку 5-11 классы. Москва Айрис-пресс 2006.
8.Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 7 класс, творческий центр «Сфера», 2014.
9.С.И. Львова Русский язык в кроссвордах, М:Дрофа, 2007
Материально-техническое обеспечение
- Кабинет русского языка.
- АРМ (автоматизированное рабочее место учителя).
- Диски DVD к учебнику по русскому языку.
|